Обычаи, традиции, да и просто о народе

Модератор: Модераторы форума

Сообщение alexsus 01 апр 2008, 07:29
Туркмения - мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях - такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат обережными знаками.

Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания - одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым - еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба - настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

Ковроткачество - еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели - легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен - многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".

Истинная правда я вам скажу. ТАк как сам испытал это на себе. Мне в них нравиться в том, что они очень дружны и за своих стоят горой и помагают. Очень жаль, что не все славане такие
alexsus
Мастер
 
Сообщений: 1366
Благодарностей: 2
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 18:41
Откуда: ВОронеж, Россия
Рейтинг: 470
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение fox 01 апр 2008, 11:27
Я провел не мало времени в детсве в этой замечательной стране, воспоминания великолепные! Природа,животные,пустыни,жара. Многое было, даже во время эпидемии Халеры пил воду из колонок))))
И сейчас при случае с удовольствием бы посетил Туркмению!
fox
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение alexsus 01 апр 2008, 15:44
Исстари вступление туркмен в брак сопровождалось определенным комплексом свадебных обычаев и обрядов. Немалую роль в этом играла одежда, особенно женская.

Следует отметить, что сбор материалов по этой теме в современных условиях - задача не из легких, ибо сведущих в этой области людей осталось мало. В городском быту свадебная обрядность давно превратилась из культового ритуала в ритуал этикета, часть культурной традиции. Наиболее ярко свадебный цикл проявляется в сельской местности, однако даже аксакалы не помнят во всех деталях эти обряды.

На протяжении долгой эволюции свадьба впитала большое количество компонентов различных обрядов. Одежда невесты отличается от повседневной не только по качеству, но, прежде всего, по символике. В прошлом одежда, выполняя экономические, эстетические и другие функции, в обрядах приобретала и магическое значение. Свадебный костюм был тесно связан с магией, выполняя различные функции, в том числе оберега и очищения.

Туркмены, как и другие народы, придают особое значение времени совершения того или иного действия свадебного обряда: сватовство, сговор, шествие за невестой, выход ее из родительского дома, перевод в дом жениха. Свадебная обрядность отличалась многообразием различных церемоний, сохранявших архаические черты культуры и быта. О степени сохранности традиционных элементов наиболее полно свидетельствует женский свадебный наряд, представленный в комплексе.

Народные праздники по своей природе оптимистичны. В свадебном ритуале большое значение имел платок. На <гелин той> (свадьбу невесты) женщины со всего села несут свадебные гостинцы, сласти в узелках из платков различных размеров. При уходе им возвращаются узлы с подарками, равноценными принесенным. Большой платок служил одним из видов подарка. Во время состязаний среди мужчин выиграть платок считается самым ценным призом. Свадебный кортеж (прежде из верблюдов и коней, ныне из автомобилей) девушки украшают разноцветными платками, которые затем раздают водителям и сопровождающим лицам.

Платок - важное украшение свадебного ритуала. Все молодые женщины и девушки приходят на свадьбу непременно в ярких красочных платках. В одном месте их ткут, в другом - используют покупные, фабричные, в некоторых семьях тканые платки специально хранятся для семейного торжества. В недалеком прошлом по дороге в селение будущего мужа свадебный поезд всех встречных в пути одаривал небольшими платками и кусками материи, <чтобы обезвредить злые силы, могущие повредить молодой семье>.

В наши дни на свадьбе гостям раздаривают маленькие куски ткани, платки <шапырдык>, носовые платочки. Гость, прикоснувшись им к лицу, произносит слова: <Бизеде худай етерсин>. Этот платок или кусок ткани является знаком торжества и благополучия. Приносят подарки и в дом жениха: платки, отрезы ткани, ковры, паласы, кошмы, подстилки - <ат гулак>.

Для кроя и шитья свадебного платья выбирали определенные дни, считавшиеся у мусульман удачными. От этого зависело благополучие невесты. Платье кроили и шили в доме невесты из ткани, полученной из дома жениха. По этому поводу в доме собирались ее близкие подруги. Кроила это платье уважаемая на селе женщина, многодетная мать, начиная с благословения. Обрезки материала забирали присутствующие при раскрое - на счастье.

Свадебное платье, при всей своей чрезвычайной консервативности, всегда отличается богатой орнаментацией и украшениями. На древнее происхождение некоторых из этих украшений указывают параллели со средневековыми подвесками <апбасы>. Их пришивают на грудь по обеим сторонам платья в несколько рядов. Платье становится парадным от серебристого перелива чешуйчатых бляшек-подвесок, издающих мелодичный перезвон при ходьбе, как бы отгоняя злых духов. Большинство подвесок служило не только украшением, но имело определенное символическое значение, выполняя роль оберегов, амулетов.

При <кайтарма> невесты в первый день в родительском доме устраивали угощение (кайтарма - возвращение молодой жены в дом отца после медового месяца до полной выплаты семьей молодого мужа калыма). В присутствии свекрови невесту одевают в другое платье - в халат красного цвета в узенькую продольную полоску. В дом мужа она возвращается в темно-зеленой накидке оливкового оттенка.

Обряды, связанные с бракосочетанием, отображают мировоззрение и целый комплекс представлений народа. Несомненно, свадебная одежда, помимо утилитарного назначения, выполняла роль оберега. Она и украшалась разного рода амулетами для защиты от вредоносных сил, помощи в сохранении здоровья и благополучия.

Широко было распространено поверье, что невеста привлекает к себе всякую нечисть, поэтому ее надо оберегать всеми доступными средствами. Стремясь почти полностью скрыть от постороннего взгляда лицо и фигуру, невесту закрывали головной накидкой. Существовало большое количество действий, амулетов, талисманов, которые, как считалось, обладали охранительной силой (<Носящий дагдан не споткнется, а споткнется - не упадет> - гласит поговорка).

Во все виды свадебной одежды вшивали плетенки, шнурки из верблюжьей шерсти, зуб свиньи, серебряные пластинки в ожерельях из бус с глазками и т.д. <Дагдан> из дерева и треугольный мешочек с углем и солью пришивали к соединительной пластинке <ара герби> между ложными рукавами ритуальной накидки. Соль, по представлениям многих народов, имеет охранительное значение.

По народным поверьям, невеста в первые дни замужества не должна ступать ногой там, где текла кровь убитого животного, проходить мимо грязной воды и золы, ходить под определенным деревом. Не полагалось брать невесту на похороны и поминки.

Один из самых интересных и сложных элементов в свадебном церемониале - обряд смены девичьего головного убора на женский. Он проводится на второй день после свадьбы у одних групп туркмен, на третий день - у других, у некоторых - через 15 дней, а у човдуров средней Амударьи - после рождения первенца.

Существовало много вариантов смены девичьей прически и головного убора. Четыре косы невесты закладывают за спину, снимают с головы маленький платок, который успевает захватить среди шумной толпы мальчик или девочка. Свекровь возвращает этот платок невесте за небольшой выкуп - сласти, печенье. Молодая женщина обязана хранить этот платок до замужества своей дочери или женитьбы сына (предстоит подарить его невестке).

Другой вариант: на халат невесты накидывают <уздечки> из сплетенных веревок. Жених символически трижды дергает их, как бы срывая девичий головной убор, что символизирует покорность молодой жены в их будущей совместной жизни. Сразу накидывают большой головной платок, подаренный почтенной многодетной женщиной. Здесь удвоенную силу несет белый цвет, имеющий очистительный характер, дарящий счастье, долголетие. Головной убор становится символом замужества женщины, начала женской судьбы.

В этих обычаях - сохранение традиций. Религиозно-магический характер обрядов постепенно утрачивает силу. Многие обряды соблюдаются просто по принятому этикету. Современный свадебный костюм представляет собой трансформацию определенных глубоко архаичных, но в древности реально функционировавших явлений обрядовой жизни туркменского народа. Анализ изложенных материалов позволяет отметить, что как в селе, так и в городе сохранился ряд обычаев и обрядовых действий в свадебных торжествах. И если магические функции одежды заметно ослабли или вовсе исчезли, то эстетические имеют огромное значение в современных обрядах и традициях.
alexsus
Мастер
 
Сообщений: 1366
Благодарностей: 2
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 18:41
Откуда: ВОронеж, Россия
Рейтинг: 470
 
Тре Фиори (Фиорентино, Сан-Марино)
Газчы (Газ-Ачак, Туркменистан)
Калипсо (Сент-Питерс, Сент-Китс и Невис)
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение Эдс 01 апр 2008, 19:33
[quote="fox"]Я провел не мало времени в детсве в этой замечательной стране, воспоминания великолепные!
Могу подписаться под твоими словами.Сам там 13 лет в детстве прожил.В 6 км от Ашхабада(учился в школе №3) в Бикрове.
Эдс
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение alexsus 02 апр 2008, 09:04
М-да Бикрова замечательное место. А вообще мне нравяться горы. Это красота, особенно когда все в маках.
alexsus
Мастер
 
Сообщений: 1366
Благодарностей: 2
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 18:41
Откуда: ВОронеж, Россия
Рейтинг: 470
 
Тре Фиори (Фиорентино, Сан-Марино)
Газчы (Газ-Ачак, Туркменистан)
Калипсо (Сент-Питерс, Сент-Китс и Невис)
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение TsarLeva 02 апр 2008, 20:08
скажите плиз,что в этой стране с интернетом...что там все "закрыто" как то
TsarLeva
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение alexsus 03 апр 2008, 07:51
Раньше, а щас стараются развиваться, но очень медленно
alexsus
Мастер
 
Сообщений: 1366
Благодарностей: 2
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 18:41
Откуда: ВОронеж, Россия
Рейтинг: 470
 
Тре Фиори (Фиорентино, Сан-Марино)
Газчы (Газ-Ачак, Туркменистан)
Калипсо (Сент-Питерс, Сент-Китс и Невис)
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение som 12 авг 2009, 22:15
Интересная тема! Требует продолжения! Сделаю в Саудах такую же! Спасибо Леша !
som
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение alexsus 13 авг 2009, 07:07
Можно ли вернуться вспять по потоку времени? Можно ли возвратиться к событиям, которые уже один раз прошли, пройтись по улицам городов, которые уже перестали существовать, слышать голоса людей, ушедших в мир иной?..
http://www.turkmenistan.gov.tm/foto/cul ... 0809-4.jpg
Да, мы не в состоянии перенестись в прошлое, стать участниками событий однажды пережитых человечеством, но как велико желание все-таки узнать о том, как жили, трудились, боролись люди, которых давно уже нет. Рыба, уходящая в морскую пучину, змея, скользнувшая по нагретому солнцем камню, исчезают бесследно. Время же, быстротечное, невозвратимое время, повсюду оставило свои следы. Но следы времени надо уметь читать.
Там, где обычный человек видит лишь невзрачные черепки, оплывшие холмики строений, бывших некогда домами, дворцами, храмами, специалист прочитает увлекательную повесть о трагической судьбе города, захваченного врагами, о мужестве героев, павших во имя свободы, о злодеяниях и любви.
Изображение
И о душевных порывах, о высоком самосознании мастеров, дерзавших творениями своими покорить не только сердца соплеменников, но и превзойти в полете мечтаний самих богов. Но исторические факты не падают с неба, подобно рассекающим небосвод метеоритам. Они достаются в результате упорного труда, мучительных подчас размышлений и остроумных комбинаций.

Время повсеместно оставило свои следы в виде таких фактов, погребенных обычно в земле. Добыть их, осмыслить, ощутить дыхание вечности и нетленность всего человеческого, задача одной из самых увлекательных, насыщенной удивительным сплавом знания и чувства науки, - археологии - истории, вооруженной лопатой.

Туркменистан - феномен в мировой археологической практике. Мало на земле мест, которые столь поэтично называли бы исследователи «археологическим клондайком» или «историко-культурным раем». Уже в 30-40-е годы прошлого столетия после открытия загадочной Старой Нисы, ее сокровищ, уникальной архитектуры стало понятно - эта страна обладает богатейшим, практически неисчерпаемым историческим наследием, которое достойно стать общечеловеческим, всемирным достоянием.
Изображение
И как результат - включение Нисы в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это, как подчеркивает глава госудаpства Гурбангулы Бердымухамедов и есть: «...признание ее древним очагом мировой цивилизации и неотъемлемой частью мировой культуры».

Крупнейшие научно-исследовательские центры мира устремили сюда повышенное внимание с целью найти ответы и на вопросы других цивилизаций, отстоящих от Туркменистана на десятки тысяч километров. Поэтому совершенно закономерно, что в Туркменистане, особенно в последние годы, трудятся уже 7 совместных экспедиций с участием археологов с мировыми именами из 6 стран. Случай беспрецедентный в мировой исторической науке!

Сегодня мы стали свидетелями необычайных открытий и вместе с тем появления новых загадок. Множество нового исторического материала дают письменные источники, но только археология каждые 15-20 лет удваивает здесь свои достижения, не утоляя, впрочем, той жажды познания, неистового стремления к истине самих археологов, самоотверженно и скрупулезно расчищающих неведомые еще толщи культурных слоев в поисках минувших столетий.

Отправимся и мы с этой же целью по следам все более открывающейся нам, страница за страницей, Великой летописи истории туркменского народа, бесконечной в пространстве и времени, в необозримую даль, где края нет и нет преград глазу человеческому.

Там, за барханами - цивилизация!

Кто бы мог представить себе, что ничем не примечательные, обычные для Каракумов возвышения таят в своих недрах нечто неподвластное рассудку - неведомый, ни на что не похожий целый мир, полный тайн, - мечта археолога.
Изображение
Однажды в эти места более 30 лет назад прибыл знаменитый археолог В.И.Сарианиди. И что-то подсказало (к слову, археологи, несомненно, обладают каким-то шестым чувством. Иной раз кажется, что они способны видеть сквозь землю!) начать на свой страх и риск раскопки, давшие уже в первые годы результат, потрясший весь научный мир. Шаг за шагом открывалась неизвестная цивилизация, аналогов которой нет по сей день, - это страна Маргуш. Множество находок - изделия из золота, серебра, изумительная по своим формам керамическая посуда (опять же, ничего подобного нигде в мире нет), архитектура - заслуженная награда за поистине героический труд ученых, рабочих, местных жителей. Обилие артефактов, их количество позволяют судить о высочайшем уровне культуры Маргуша.

Всего описать невозможно. Большую и лучшую часть обширной коллекции древней Маргианы можно увидеть в экспозициях Национального музея Туркменистана, Марыйского велаятского объединенного музея. Высшим достижением экспедиции, несомненно, является открытие уже в наши дни древнейшей в мире сюжетной мозаики из царского некрополя Гонура. Но, как признается сам Виктор Иванович Сарианиди, вопросов осталось столько, что хватит еще не одному поколению туркменских ученых.

В 2002 и 2005 гг. в Туркменистане по предварительным итогам многочисленных экспедиций изданы замечательные книги В.И.Сарианиди «Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб» и «Гонур - город богов и царей», в которых автор четко дает понять - страна Маргуш еще не открыта, приглашая наших ученых продолжить дело, которое он считает только началом. В эпоху нового Возрождения вышла в свет прекрасно изданная книга с красноречивым и емким названием «Тайна и правда великой культуры». Неординарный случай, свидетельствующий о признании научного подвига великого ученого. Обращение к читателям написал сам глава Туркменского государства Гурбангулы Бердымухамедов, в котором, в частности, есть и такие слова: «Блестящие археологические открытия Виктора Ивановича Сарианиди прославили Туркменистан как один из очагов культуры первых в мире земледельцев и прародину самой ранней мировой культуры - зороастризма. Дело всей жизни этого замечательного человека, подвижника от археологии - древняя страна Маргиана, или по-туркменски Маргуш, которую он открыл и подарил не только туркменскому народу, но и всему человечеству».

Дом, который построил Аннамурад
Гонур, где неустанно трудятся В.И.Сарианиди и его сподвижники, действительно, самая блестящая жемчужина в драгоценном ожерелье страны Маргуш. Однако Гонур - столица царства, а каждая столица, несмотря на огромные богатства и роскошь обитателей все же вершина пирамиды, в основе которой простые земледельцы, скотоводы, ирригаторы, каменщики, ремесленники, словом, народ, трудом которого дворцы и храмы Гонура когда-то процветали. Как жили эти труженики, ведь у них были семьи, дети, мечты о лучшей жизни, повседневные заботы?..
Изображение
Следует сразу оговориться, народ всей Маргианы никогда не знал принудительного труда, а потому не бедствовал и работу свою воспринимал как великое благо, божественный дар, которому в раннем зороастризме всегда предшествовали благие мысли и благое слово. Тогда наш путь туда, в недра толщи народной - где источник жизни и благосостояния всей этой древней цивилизации.

И вот мы на группе поселений Аджигуи, что в 26 км к западу от Гонура. Здесь без перерыва, разве что на сезонно-климатические периоды, уже 17 лет работает археологическая экспедиция во главе с профессором Габриэле Росси-Осмида (Научно-исследовательский центр «Лигабуе», Венеция). Нет надобности описывать все находки из раскопов этого древнего оазиса - все они прекрасно представлены в музеях нашей страны.

Главное достижение экспедиции - открытие жилого многоквартирного домохозяйства, рассчитанного приблизительно на 36-40 человек. Рациональность здесь гармонично сочетается с духовностью: дом одновременно - и жилье, и святилище. Следует заметить, что в Аджигуи не обнаружено ни одного храма или дворца. Лишь небольшое башенное сооружение в центре свидетельствует о наличии какого-то административного управления в оазисе.

«Аvdevtes fortuna juva» («Дерзким помогает счастье»), - любит повторять ученый. Редчайшая удача - одна из стен дома еще в древности обвалилась, но не распалась в прахоподобную пыль. Так удалось установить, что аджигуинцы строили свои жилища, прокладывали арыки не «на глаз», а с помощью совершенно точного модуля (своеобразной линейки), размер которого определялся средним ростом человека той поры - 160 см, которым строители манипулировали, сокращая или удваивая те или иные размеры сооружения.

Каждое открытие окрыляет ученого, вдохновляет на незапланированные заранее действия. Участник экспедиции, сотрудник заповедника «Древний Мерв» Аннамурад Оразов «заболел» идеей применить модуль на практике. Исключительно на одном энтузиазме с помощью рабочих экспедиции, используя модуль, материалы и технические приемы древних строителей Аджигуи, он соорудил неподалеку от раскопок одну из квартир раскопанного дома. Каково же было изумление всех участников работ - в результате получился такой же глинобитный дом, что и сейчас еще можно встретить в сельской местности. Высота потолка - 2 м 20 см, потрескивающие сухие ветки в стенном, каминного типа очаге, камышовые циновки на полу...

Словом, здесь воочию убеждаешься - не прервалась прочная нить преемственности поколений. Это даже не просто сооружение, а символ. Древнейшие предки Аннамурада, их гений не исчезли бесследно, они живут в генах нынешнего туркменского народа, а наш независимый нейтральный Туркменистан, в эпоху нового Возрождения устремленный в будущее, и есть тот Дом, который несколько тысяч лет назад и построил в старой дельте Мургаба далекий, но столь близкий по духу, праотец нации. А наше путешествие в поисках ушедшего времени продолжается...

Люди, Боги, Солнце

Поселок Меана (Ахалский велаят) - база экспедиции Института истории материальной культуры АН РФ. Бессменный руководитель - И.Ф.Соловьева. Неукротимой энергии, энтузиазму, тонкому знанию истории Туркменистана, незаурядному, подчас парадоксальному мышлению этого ученого можно только позавидовать.

Объект раскопок - городище (протогород) эпохи энеолита (IV тыс. до н.э.) Йылгынлы-депе. За более чем 15 лет работы здесь были обнаружены предметы быта, охоты, инструменты ремесел необыкновенно одухотворенных жителей и несметное количество потрясающей красоты полихромной керамики, хранящей древнейшие прототипы орнаментов знаменитых туркменских ковров.
Изображение

Добавлено спустя 3 минуты 30 секунд:
Продолжение

Однако несколько последних полевых сезонов внимание было сосредоточено на необычной архитектуре домашних хозяйств медно-каменного века. Оказалось, что обыденное и сакральное во всех абсолютно сферах деятельности людей того времени разграничены не были. Любой труд - от приготовления пищи до изготовления керамической посуды был одновременно и ритуалом. Люди не представляли себе, что можно что-то делать успешно без помощи божественных сил. Более того, существовал обряд преднамеренного разрушения уже ветхих строений и немедленного сооружения на их месте с точностью до сантиметра новых, полностью повторяющих планировку предшествующих.

Здесь, в экспедиции И.Ф.Соловьевой, впервые в археологии Центральной Азии родилась идея зонирования пространства в домохозяйствах эпохи энеолита. До завершения раскопок еще очень далеко, но уже сделано главное - найден ключ, метод к научному осмыслению мировоззрения людей, от которых нас отделяет толща в 7 тысячелетий. Уместно вспомнить, что Йылгынлы-депе напрямую предшествовал находящемуся неподалеку «граду златого быка» - всемирно известному Алтын-депе, уже имевшему зримые черты города и воспринявшему, возможно, многовековой опыт своего предшественника.

Форт на холме

От Йылгынлы-депе по ровному шоссе двигаемся точно на север. Не доезжая 4 км от ж/д станции Душак, к востоку от дороги, видим грандиозное - 30-метровой высоты депе. Этот гигантский и по площади тоже - не менее 8 га холм местные жители испокон века и по сей день именуют Улуг-депе. В свое время он привлек внимание неодолимо любознательного и вездесущего В.И.Сарианиди, который сделал великолепный (рука мастера!) стратиграфический разрез восточного склона холма. Буквально как на киноэкране миру предстала ярчайшая картина многотысячелетней истории памятника от раннего энеолита (V тыс. до н.э.) до эпохи Ахеменидов (VI в. до н.э.).

Сегодня здесь трудится одна из самых высокоорганизованных во всех отношениях экспедиция под руководством профессора Оливье Леконта (Парижский университет). Можно было бы пойти по следам В.И.Сарианиди, но О.Леконт выбрал свой путь. На самой вершине холма он обнаружил следы каких-то строений и приступил к раскопкам. Многолетний труд увенчался блестящим успехом - была открыта крепость предположительно VIII-VII вв. до н.э. сугубо военного назначения.

Толстые двойные стены, укрепленные контрфорсами, казармы для солдат, арсенал, провиантские склады и даже командный пункт, нечто вроде штаба. Все помещения функционально подчинены одной цели - активной обороне, включающей вылазки отрядов и населения для упреждающего удара. И ничего более. Тыловое обеспечение осуществлялось по крутой лестнице, остатки которой сохранились до сих пор. Словом, твердыня. Для чего все это? Дело в том, что депе находилось на самом оживленном торгово-караванном перекрестке дорог во всех направлениях, и крепость контролировала их безопасность. Возможно, здесь же располагались и пункт таможенного контроля, а также налоговые органы. Казалось, вопрос исчерпан. Но главная интрига в том, что точно такие же форты О.Леконт видел в Северо-Западном Иране, а они возведены мидянами - основателями крупнейшей империи древнего мира - Мидии, оставившей неизгладимый след в культурогенезе всего Востока.
О.Леконт нетерпелив, по-французски порывист и одновременно скрупулезно точен в оценках и интерпретации того или иного открытия экспедиции. Ибо только факты смогут ответить на волнующий душу вопрос - где же все-таки родина Мидии - Иран или нынешний Каахкинский этрап? Факты - воздух ученого, и их поиск - главная цель продолжающихся раскопок.
Следует отметить образцовую консервацию памятника Улуг-депе, которая производится немедленно и с высочайшим мастерством, отражающим глубокий профессионализм и методическое совершенство участников экспедиции.
Шаг за шагом продвигаются они по пути, ведущему к заветной Истине.
Сегодня по инициативе Президента Гурбангулы Бердымухамедова работа по изучению и сохранению историко-культурного наследия получила новый импульс, став приоритетом государственной политики Туркменистана в эпоху нового Возрождения.
Изображение
alexsus
Мастер
 
Сообщений: 1366
Благодарностей: 2
Зарегистрирован: 05 дек 2005, 18:41
Откуда: ВОронеж, Россия
Рейтинг: 470
 
Тре Фиори (Фиорентино, Сан-Марино)
Газчы (Газ-Ачак, Туркменистан)
Калипсо (Сент-Питерс, Сент-Китс и Невис)
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение moga 01 апр 2010, 19:12
а продолжить? интересная информация :beer:
moga
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение Малорик 01 апр 2010, 21:12
moga ну ты даёш! Такую тему отрыл! Прочитал всё интересно стало.
Малорик
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение moga 01 апр 2010, 21:13
Малорик писал(а):moga ну ты даёш! Такую тему отрыл! Прочитал всё интересно стало.


я везде рыщу, как волк. много интересного можно найти :beer:
moga
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение SEIT 07 окт 2010, 21:12
Очень рад что открыли такую тему. Спасибо, что столько написали про мой народ и государство. И приятно играть с людьми которые когда-то жили в Тупкмении. Спасибо ещё раз!
SEIT
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение Ataha 07 окт 2010, 22:59
SEIT писал(а):Очень рад что открыли такую тему. Спасибо, что столько написали про мой народ и государство. И приятно играть с людьми которые когда-то жили в Тупкмении. Спасибо ещё раз!

Seit, ty iz Turkmenii? otkuda imeno? ya tozhe ottuda!
Ataha
 
 
 

Re: Обычаи, традиции, да и просто о народе
Сообщение SEIT 07 окт 2010, 23:11
Ataha писал(а):
SEIT писал(а):Очень рад что открыли такую тему. Спасибо, что столько написали про мой народ и государство. И приятно играть с людьми которые когда-то жили в Тупкмении. Спасибо ещё раз!

Seit, ty iz Turkmenii? otkuda imeno? ya tozhe ottuda!
Да я из Туркмении. Из нашей столицы Ашгабада. Когда прочитал твой ник я сразу подумал что ты тоже с Туркмении!!! :-) А ты откуда?

Добавлено спустя 6 минут 13 секунд:
Кстати по теме Парфянское государство которое было на территории Туркмении первым смогло одолеть Римскую импенрию!
SEIT
 
 
 

След.

Вернуться в Туркменистан